Рескладчина Линда хадсон - скрипты и стратегии гипнотерапии с детьми от 5 до 15 лет (часть 1 из 2)

Тема в разделе "Курсы по психологии", создана пользователем Verstak, 23 сен 2016.

  1. Verstak

    Организатор

    Дата регистрации:
    12 май 2015
    Сообщения:
    168
    Линда Хадсон - Скрипты и стратегии гипнотерапии с детьми от 5 до 15 лет

    Scripts & Strategies in Hypnotherapy with Children: for use with children and young people aged 5 to 15 Kindle Edition
    by Lynda Hudson
    Глава 1. Ориентированный на решение подход

    Разница между работой с детьми и работой со взрослыми

    Дети обычно очень открыты к гипнотерапии, и, как правило, у них бывает меньше ложных представлений о гипнозе, нежели у взрослых, так как дети – во всяком случае, самые маленькие – никогда ничего не слышали об эстрадном гипнозе.

    Возможно, самая большая разница при работе с детьми заключается в степени формальности, которая применяется к структурированию сессии, в применяемых техниках и стиле взаимодействия с ребенком. Дети привыкли пользоваться своим воображением, они делают это каждый день, легко переключаясь от роли динозавра к роли рыцаря, Далека или медсестры и делая это за считанные минуты. Когда я прошу детей представить себя в школе, в своей спальне или, к примеру, у стоматолога, то редко получаю реакцию, которая часто наблюдается у взрослых. Взрослые говорят, что не могут представить себе образы или цвета – а дети просто делают это. Аналогично если я прошу ребенка сделать образ больше или меньше, они делают это тут же – и это ведет нас к еще одному отличию в работе с молодыми людьми: прогресс в сессии зачастую достигается гораздо быстрее, чем при работе со взрослыми.


    Что нужно принять во внимание

    Всегда будьте готовы пользоваться теми метафорами, которые предлагают дети, так как эти метафоры обычно гораздо более эффективны, чем те, которые вы придумали заранее. Дети тесно идентифицируют себя с собственными мыслями, героями, языком и метафорами, а следовательно, их восприятие будет гораздо более осмысленным, если вы принимаете и используете их собственные метафоры и их язык.

    Возраст ребенка – это важный фактор, который нужно принимать во внимание, так как он будет оказывать влияние на его уровень понимания концепции гипноза. Говоря это, я хочу подчеркнуть, что хронологический возраст не дает нам точной информации: некоторые десятилетки по уровню вполне сойдут за 16-летних, а некоторые могут быть наивными, как 8-летние дети.

    Более старшие дети могли видеть телепрограммы, в которых демонстрируется эстрадный гипноз, и у многих из них уже могут быть определенные предубеждения по поводу того, что будет происходить во время сессии. Заранее подумайте о том, как вы объясните детям то, что они будут делать и каким образом это может им помочь. У вас в запасе должно быть два или три способа объяснения процесса для различных возрастных групп.

    Работая с маленькими детьми, я обычно говорю об «особой» части их мозга, которая поможет им прекратить сосать палец или научит, как не писать в постель, и при этом сам ребенок будет находиться как бы в полусне. Или я могу попросить их поиграть со мной в специальную воображаемую игру. Если я разговариваю с более старшими детьми, я, как правило, применяю то же объяснение, которое я использую при работе со взрослыми. Только при этом я, скорее всего, заменю фразу «подсознательный ум» на «внутренний ум».

    Я обнаружила, что практически каждый человек понимает концепцию подсознательного ума, когда я прерываю разговор и задаю вопрос о том, как называется их любимая телепрограмма или помнят ли они свой телефонный номер. Как только они дают ответ, я указываю на то, что, хотя они сознательно и не думали об ответе заранее, нужный номер хранился в их подсознании (или внутреннем уме) вместе с другими воспоминаниями, чувствами и знаниями того, как делать всевозможные вещи – ходить, пользоваться компьютером или спать. Эти примеры можно изменить в соответствии с интересами ребенка, его возрастом или текущей проблемой.

    Способность и готовность ребенка расслабиться на длительный период времени частично зависит от его или ее возраста. Маленькие дети будут вертеться, зачастую они предпочитают не закрывать глаза, могут физически отыгрывать то, что вы предлагаете, и будут намного более «бодрствующими», чем более взрослые пациенты. Они, скорее всего, будут гораздо более охотно реагировать на нейролингвистическое программирование (НЛП), чем на стандартную «взрослую» индукцию для расслабления. В то же время вам может встретиться и противоположная реакция.

    Установив нужную степень раппорта, применяя для каждого ребенка наиболее подходящую ему индукцию и уловив правильное «настроение момента», вы можете заметить, что даже самые маленькие дети удивят вас, погрузившись в глубокое расслабление и даже в сонное состояние гипноза. Однако если это произошло один раз, это не значит, что то же самое произойдет и во время следующего визита. Тот же ребенок на следующей сессии может быть менее утомлен, или просто настроен взаимодействовать с вами более активно, чем раньше. Лучший совет – всегда быть начеку и быть готовым сменить запланированный подход на тот, который в данной ситуации видится более предпочтительным.

    В этой книге я фокусируюсь на возрастном диапазоне от 5-6 лет до 15 лет (хотя я включаю и несколько скриптов, которые можно применят для детей 4 лет). Но важно помнить, что в глазах закона в Англии и многих других странах любой молодой человек в возрасте до 18 лет считается несовершеннолетним. А потому всем терапевтам, которые имеют частную практику и работают с детьми, я настоятельно рекомендую изучить законодательные требования и требования безопасности, которые действуют в его стране – и тщательно их придерживаться. Этот шаг одинаково важен для защиты как ребенка, так и самого терапевта.

    Из соображений безопасности и комфорта для всех заинтересованных сторон я всегда рада, когда родитель ребенка находится вместе с нами. Но я всегда предупреждаю заранее, что обычно я говорю непосредственно с ребенком, а не с родителем о ребенке. И это – еще одна особенность лечения детей: у родителей и детей могут быть различные мнения относительно целей лечения, и эти различия могут быть и явными, и скрытыми. К примеру, ребенок может быть очень доволен, если улучшится его поведение в классе, чтобы у него больше не было проблем в школе. А его родители могут считать, что лечение не было успешным, если у ребенка остаются проблемы с поведением дома. Возможно, подобные разногласия стоит вывести на свет. А как, когда и где это сделать, будет зависеть от конкретной ситуации.

    Когда я впервые разговариваю с родителями, обычно по телефону, я объясняю: неважно, насколько маленький у них ребенок. Важно назначить встречу так, чтобы ребенок захотел прийти. Когда дети чувствуют, что их тащат помимо их воли, они вряд ли будут реагировать позитивно. Как правило, я предлагаю, чтобы родители сказали ребенку нечто в этом роде: «Мы поговорили с человеком, который уже помог многим другим деткам прекратить сосать палец (или любая другая текущая проблема). И она думает, что может помочь и тебе – но только если ты захочешь, чтобы она тебе помогала. Что ты думаешь?». Это позволяет дать ребенку право выбора и наделить его ответственностью. Ребенок понимает, что вы (терапевт) на его стороне.

    В действительности когда я впервые встречаюсь с ребенком, я также проверяю, действительно ли он хочет, чтобы я ему помогла, а не только родители думают, что это было бы хорошей идеей. Как правило, дети бывают немного удивлены, что я задаю им такой вопрос, и подобное взаимодействие помогает установить раппорт.

    Хотя важно, чтобы в вашем голосе звучала уверенность по поводу возможного успеха лечения, необходимо внимательно выбирать слова, когда вы говорите с ребенком, чтобы у него не возникло ощущение неудачи, если лечение не будет работать так быстро, как ожидалось или, что иногда случается, вообще не возымеет никакого эффекта. Хорошо, когда вы испытываете уверенность – но вы должны учитывать и другие возможности. «Обычно детки приходят ко мне два или три раза, чтобы решить подобную проблему. Но все дети разные, и у тебя все получится в свое время. Кто знает, может быть, тебе будет достаточно всего одного визита!».

    Перед началом лечения важно объяснить родителям свой подход и заручиться их поддержкой в той работе, которая будет сделана. Это может включать в себя и практическую помощь, к примеру, ограничение питья перед сном в случае ночного энуреза – либо более тонкую поддержку, к примеру, когда вы просите их начать говорить о проблеме по-другому.

    Даже изменения в речи могут иметь очень важное значение: это позволяет твердо оставить проблему в прошлом и допустить возможность изменений, когда лечение будет начато. Для этого нужно просто научиться говорить «Раньше он мочил постель почти каждую ночь», а не «Он каждую ночь писает в постель». Имеет также смысл объяснить: несмотря на то, что изменения иногда происходят немедленно, они могут происходить и постепенно, с временными откатами, если ребенок устал или приболел.

    Важно, чтобы родители избегали негативных утверждений, к примеру: «Ой, на этой неделе он снова вернулся туда, откуда начал». Вместо этого ситуацию нужно описывать так, чтобы не обвинять ребенка, к примеру: «На этой неделе у нас было несколько осечек, так как он не очень хорошо себя чувствовал». Лучшее, что могут сделать родители – это признавать положительные изменения каждый раз, когда они их замечают, поддерживать ребенка и не делать проблемы из того, что немедленных изменений нет или изменения происходят слишком медленно.


    Вывод: что делать – что запомнить

    Что делать:

    · Проверьте юридические процедуры, требования к безопасности при работе с детьми.

    · Подготовьте соответствующее возрасту объяснение техники гипноза.

    · Заручитесь поддержкой родителей между сессиями.

    · Во время сессии говорите непосредственно с ребенком, а не о ребенке.

    · Пользуйтесь собственными идеями ребенка.

    Помните:

    · Важно использовать позитивный язык.

    · Сессии более неформальные.

    · Дети выказывают готовность пользоваться воображением.

    · Ход сессии может быть очень быстрым.

    · Ожидайте неожиданностей.


    Несколько слов об ориентированном на решение подходе

    Быструю ориентированную на решение модель терапии в 1980-е годы создали и разработали Стив де Шазер, Инсу Ким Берг, Ларри Хопвуд и Скотт Миллер из Центра быстрой семейной терапии в Милуоки, Висконсин, США. Стив де Шазер опубликовал эту модель в работах «Ключи к решению в быстрой терапии» (1985) и «Ключи: поиск решений в быстрой терапии» (1988). Сейчас мы не будем углубляться в подробное обсуждение ориентированного на решение подхода. Но заинтересованный читатель может найти список книг и полезных вебсайтов в конце этой книги. Достаточно сказать, что применение подобного прогрессивного подхода с детьми отличается высокой степенью безопасности и, как правило, дает очень позитивные результаты. По моему мнению, общие техники регрессии неприменимы в работе с детьми, за исключением особых случаев и применяемые специалистами, получившими специальное образование и квалификацию.


    Базовая структура ориентированной на решение сессии в рамках гипнотической работы

    Когда вы пользуетесь приведенной ниже структурой, адаптируя ее, убирая какие-то части, а какие-то дублируя, вы обнаружите: когда вы задаете вопросы, терапия уже началась. Вы доносите до клиента мысль, что изменения возможны/вероятны/неизбежны, а они заполнят элементы сценария достижения успеха у себя в уме. К тому времени, когда вы дойдете до гипнотического скрипта, вы будете просто усиливать те изменения, которые же произошли или по меньшей мере начались.

    Получите информацию о проблеме

    · Я разговаривал с твоей мамой по телефону, и она немного рассказала мне о проблеме – так, какой она ее видит. Не мог бы ты рассказать мне о том, что думаешь ты?

    Если проблема связана со стыдом, к примеру, когда ребенок мочит кровать или пачкает белье, лучше, если вы упомянете о проблеме самым будничным тоном – так ребенку будет легче о ней говорить. Заранее спросите родителей о том, как сам ребенок говорит о проблеме – и если это уместно, воспользуйтесь его языком. Ниже даны примеры нескольких вопросов, которые будут уместны в разговорах с детьми различного темперамента, пола, возраста или культуры.

    · Твоя мама сказала мне, что хотя днем у тебя нет никаких проблем, ночью твоя кровать остается сухой не так часто, как тебе хотелось бы. Это так?

    · Мама сказала мне, что иногда ты пачкаешь трусики и не замечаешь, как это происходит. Это чаще случается тогда, когда ты играешь, или когда ты смотришь телевизор? А ты бы хотел, чтобы это происходило только тогда, когда ты сам этого захочешь? А что если мы попытаемся больше узнать о том, как и когда это происходит, чтобы мы могли помочь тебе чувствовать себя хозяином положения?



    Узнайте, чего они хотят достичь

    Работая со взрослыми – но с детьми это, возможно, даже более важно – необходимо подождать и услышать, что хочет сказать ребенок, и только потом выдвигать гипотезы о причине проблемы и лечении. Активное слушание позволит вам получить необходимую информацию и предложить подходящую стратегию для первой лечебной сессии.

    · Чем я могу тебе сегодня помочь?

    · Если бы мир был идеальным, как бы я мог тебе помочь?

    · Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты попросил?

    · Если бы у тебя были три желания и ты мог изменить три вещи, чего бы ты пожелал?

    · Представь себе, что мы бы могли попросить фею рассыпать свою волшебную пыльцу/волшебника наложить чары/Гарри Поттера наложить чары – что бы завтра изменилось?

    · Представь себе, что сегодня ночью, кода ты заснешь, произойдет чудо – и когда ты проснешься, проблема будет полностью решена. Что изменится?

    · Представь себе, что в этом году Дед Мороз пришел раньше времени и подарил тебе подарок - решил эту проблему. Что бы изменилось в твоей жизни?

    · Как на следующей неделе ты сможешь понять, что сегодняшний визит ко мне принес тебе пользу? Что будет происходить по-другому, не так, как раньше?

    Более подробны вопросы о сценарии успеха

    · Когда эта проблема будет решена, какое первое изменение ты сможешь заметить? А потом? А дальше? Что это значит для тебя? Что стало лучше, чем сейчас? Почему это будет для тебя лучше? (Заметьте намеренный переход в настоящее время: это позволяет убедить ум в том, что изменения возможны).

    · Что еще изменится? (Переведите отсутствие симптомов в новое поведение, к примеру: «О, теперь ты больше не боишься идти в школу. Это хорошо. А как ты вместо этого будешь себя чувствовать? Ты будешь ходить сам по себе или будешь разговаривать с друзьями? Что ты будешь делать вместо того, чтобы плакать?»).


    Вопросы по поводу взаимоотношений, которые обогатят сценарий успеха и позволят вам увидеть мнение и реакцию семьи

    · Какие твои действия сможет увидеть твоя мама/папа/лучший друг/бабушка/сестра/брат/учитель/мишка/собака/злейший враг – и понять, что с тобой произошли удивительные изменения?

    Разработайте последовательность подобных вопросов, обязательно включив в них тех людей, которых ребенок называл как важных для себя.

    · Какие изменения произойдут с твоей мамой/папой, когда случится это изменение/теперь, когда у тебя будет больше сухих ночей/теперь, когда ты больше не сосешь свой палец/теперь, когда ты больше не толкаешь свою сестру?

    · Кто еще заметит изменения? Что они подумают/почувствуют/скажут?

    Задавайте вопросы, которые будут включать в себя зрительные, слуховые и кинестетические модальности, чтобы максимально задействовать все органы чувств.


    Вопросы-исключения

    · Бывало ли так, что это уже происходило/что волшебство уже работало/что немного чуда иногда происходило/что все случалось так, как ты хочешь/что ты уже знал, как это делать?

    Вопросы-исключения очень важны: они дают информацию о том, где, когда или почему проблема/поведение происходило или не происходило? Эти ответы позволят вам обнаружить полезные навыки, качества или виды поведения, которыми ребенок уже обладает или которые уже применяет. Если ребенок не дает ответов, вы можете дать ему домашнее задание – «задачу заметить»: «Я хотел бы, чтобы в течение следующей недели ты просто замечал те случаи, когда тебе удается контролировать свой темперамент. И на следующей неделе ты вернешься и расскажешь мне об этом. Ты можешь это сделать?» Вы не только даете ребенку позитивную «задачу заметить» - вы также делаете ему скрытое внушение о том, что действительно будут такие ситуации, когда ему или ей удастся демонстрировать желаемое поведение.

    Оценочные вопросы

    · По шкале от 0 до 10, где 10 означает самые худшие нервные ощущения, а 0 – это когда ты можешь полностью расслабиться и успокоиться – где ты находишься сейчас на этой шкале? (Или вы можете задать обратную шкалу, так как дети часто предпочитают двигаться по шкале вверх, а не вниз).

    С помощью шкалы можно оценивать любое поведение, мысли и эмоции. Это даст вам полезную начальную информацию. По шкале можно также оценивать прогресс во время сессий: «На прошлой неделе ты был на 9 – а где ты сейчас?». Это позволяет использовать вопросы, которые помогут продвинуть пациента вперед, к примеру: «Если сейчас у тебя 5, а 10 – это когда ты вообще не нервничаешь, то что изменится, когда ты будешь на 7?». Этот вопрос позволяет разбить конечную цель на небольшие шаги, которые могут оказаться более реалистичными и более выполнимыми. Вы можете пользоваться и вопросами-предсказаниями, к примеру: «Отлично! Всего за неделю ты дошел от 3 до 5! А как ты думаешь, где ты будешь на следующей неделе, когда снова ко мне придешь? О, замечательно, ты будешь на шести с половиной. А когда ты будешь на шести с половиной, что ты будешь делать по-другому?»

    Работу со шкалой можно использовать и с младшими детьми: на флип-чарте или на листочке бумаги вы можете нарисовать холм и дать ребенку ручку, чтобы он показал вам, как высоко он сможет взобраться во время следующей встречи. Или вы можете просто попросить ребенка показать рукой, насколько высоко или низко он окажется. Или он может выстроить башню из кубиков. Можете придумать и другие примеры или пользоваться теми, которые предложит ребенок. Скорее всего, дети будут более изобретательны, чем вы – и ваше взаимодействие с ними превратится в увлекательную игру, в которой они будут растягивать свою зону комфорта и выходить из нее.

    Вопрос «Что-то еще?»

    Прежде чем переходить к любой гипнотической интервенции, будет полезно задать ребенку один из приведенных ниже вопросов. Иногда подобный вопрос позволяет получить самый важный кусочек пазла, именно тот, который позволит успешно провести терапию.

    · Есть ли что-то еще, о чем я не спроси и о чем ты хотел бы рассказать?

    · Есть ли еще что-то важное, о чем, по твоему мнению, мне стоит знать/о чем я забыл тебя спросить?

    · Иногда самые маленькие вещи оказываются очень, очень важными. Есть ли какие-то маленькие вещи, о которых я забыл тебе сказать и о которых ты хотел бы рассказать?

    Руководство для терапевтов, в котором содержится все, что нужно, для применения гипнотерапии с детьми и молодыми людьми. В дополнение к коллекции очень полезных гипнотических скриптов для детей от пяти до пятнадцати лет, данная книга предлагает легко доступное решение - конкретный способ структурирования сеансов. В дополнение предлагаются сведения общего характера, противопоказания, советы и возможные подводные камни при решении как широко распространенных, так и достаточно редких проблем, которые могут проявляться у детей.

    Глава 1: Подход, ориентированный на результат

    Глава 2: Индукции

    Глава 3: Самооценка и усиление собственного эго

    Глава 4: Ночной энурез

    Глава 5: Энкопрез

    Глава 6: Тики и вредные привычки

    Глава 7: Тревожность

    Глава 8: Сепарационная тревожность (боязнь разлуки)

    Глава 9: Навязчивые мысли и компульсивные действия

    Глава 10: Проблемы со сном

    Глава 11: Издевательства сверстников

    Глава 12: Проблемы с поведением

    Глава 13: Обучение и экзамены
    Переводчик: Interprete и его команда
    Количество страниц: 258


    Складчина
    [POSTS]
    https://skladchik.com/threads/Линда-Хадсон-Скрипты-и-стратегии-гипнотерапии-с-детьми-от-5-до-15-лет-Часть-1-из-2.113049/
    [/POSTS]
     
    #1
  2. tsam

    Рескладер lvl 1

    Дата регистрации:
    10 авг 2016
    Сообщения:
    1
    Содеожание курса вдохновляет
     
    #2
  3. Verstak

    Организатор

    Дата регистрации:
    12 май 2015
    Сообщения:
    168
    Согласен, это пока первая часть, еще будет рескладчина на вторую часть
     
    #3
  4. AnnAnn

    Рескладер lvl 2

    Дата регистрации:
    1 июл 2015
    Сообщения:
    11
    Столько стало продуктов по гипнозу! Как определить с какого начинать? Есть проверенные авторы?
     
    #4
  5. Verstak

    Организатор

    Дата регистрации:
    12 май 2015
    Сообщения:
    168
    я с этого начал Очень подробный курс обучения гипнотизму - Джеральд Кейн
     
    #5
  6. AnnAnn

    Рескладер lvl 2

    Дата регистрации:
    1 июл 2015
    Сообщения:
    11
    Ясно. Это действует только на детей в этом возрастном периоде? 5- 15 ? Или универсально для любого возраста? В чем особенности?
     
    #6